Политическая партия «Объединённая партия людей ограниченной трудоспособности России» (ОПЛОТ РОССИИ) с социально-направленными целями, задачами и программой участвует в реализации Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы

272

Политическая партия «Объединённая партия людей ограниченной трудоспособности России» (ОПЛОТ РОССИИ) с социально-направленными целями, задачами и программой участвует в реализации Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы

Политическая партия «Объединённая партия людей ограниченной трудоспособности России» (ОПЛОТ РОССИИ) осуществляет первоначально защиту прав и интересов людей с ограниченной трудоспособностью и маломобильных групп населения, соблюдение баланса интересов активного и социально незащищенного населения России.

Партия поддерживает курс Президента РФ Путина В.В., участвует в реализации Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы.

Стратегическая роль Партии в поддержании идеологии государства: формирования и воспитания в Российском обществе патриотизма – духовного стержня народов России.

Примером тому подвиг паралимпийцев, сила воли маломобильных групп населения к стремлению жить достойно и активно участвовать во всех сферах развития России.

Партия, совместно с экспертами системы сертификации РОСС RU.З1471.04ИДН0 «Система сертификации товаров, услуг (работ) в области предупреждения причинения вреда при формировании и обеспечении безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения, подготовки экспертов, субъектов общественного контроля и персонала», участвуя в реализации требований Указа Президента РФ №597 от 7 мая 2012 года «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы более 2 лет анализировала вопрос о системных несоответствиях при формировании среды доступности и реализации мер предупреждения причинения вреда инвалидам и маломобильным группам населения (МГН).

Анализ показал, что практика участия экспертов Системы сертификации РОСС RU.З1471.04ИДН0 в мероприятиях общественного (народного) контроля и проверочных мероприятиях, проводимых прокуратурой Санкт-Петербурга, Мурманской, Ростовской, Свердловской и иных областей в оценке соответствия создаваемых условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования транспортом, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации), выявил несоответствия, характеризующихся в первую очередь:

  • искажением информации о планируемых и реализуемых мерах по предупреждению причинения вреда здоровью инвалидов и иных МГН на социально значимых объектах городской инфраструктуры.
  • ненадлежащими действиями и/или бездействием должностных лиц отделов социальной защиты и иных должностных лиц местных органов власти, характеризующихся беспечностью и халатностью по отношении к основным принципам основного нормативного акта государства — Конституции Российской Федерации.
  • отсутствием в действиях созданных различных комиссий по доступности компетентности в соответствующей области, независимости и беспристрастности при оценке объектов и услуг, что является одним из постулатов Конвенции о правах инвалидов.

Суть системных несоответствий выявленных в процессе участия экспертов РОСС RU.З1471.04ИДН0 в проверках сводится к следующему:

  1. В ряде субъектов оценка достоверности планов мероприятий по приспособлению объектов реализуется формально. «Анкета по определению доступности объекта», «паспорта доступности» и как следствие планы мероприятий формируемые хозяйствующими субъектами практически в 100% случаев не соответствуют фактическому состоянию, что в свою очередь создает условия неэффективного или нецелевого использования в дальнейшем бюджетных средств.
  1. По итогам обучения или инструктирования сотрудников организаций по вопросам формирования безбарьерной среды и оказания ситуационной помощи уровень практических навыков и компетенций необходимых персоналу организаций остается практически на «нулевом» уровне, что в дальнейшем может создать угрозу причинения вреда как лицам обремененным особенностями здоровья, при оказании им помощи, так и создания условий профессиональной травмы сотрудникам, назначенным приказом для оказания такой ситуационной помощи.
  1. Большинство организаций, как бюджетной, так и не бюджетной сферы, к вопросам подготовки и принятия решений по адаптации объектов, привлекают структуры или специалистов не являющихся экспертами, уровень компетенции которых подтвержден документально. При этом практически повсеместно, такие решения не обеспечивают исполнение требований ст. 1065 Гражданского кодекса РФ (предупреждение причинения вреда), создавая не только условия по реализации такой угрозы в будущем, но и создают условия неэффективного или нецелевого использования бюджетных средств (для социально значимых объектов бюджетной сферы).
  1. При формировании безбарьерной среды руководителями организаций (учреждений), а также органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, повсеместно игнорируется риск-ориентированный подход к определению приоритетности мероприятий по приспособлению объектов для различных нозологических групп, в том числе на основе принципа «разумного приспособления». При этом повсеместно игнорируется требование предупреждения причинения вреда.
  1. Доступность объектов для инвалидов с нарушением зрения носит формальный характер. Практически повсеместно, при формировании условий доступности для лиц с нарушением зрения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности не привлекаются эксперты из числа полномочных членов инвалидных сообществ, аттестованных в соответствии с правилами СДС РОСС RU.З1471.04ИДН0 обладающие специальными знаниями в области оценки мер предупреждения причинения вреда. Основным аргументом при этом является отсутствие финансирования для привлечения экспертов. Однако, по итогам проверок, практически во всех случаях, где отсутствовали эксперты, выполненные мероприятия содержат обоснованные признаки неэффективного или нецелевого использования бюджетных средств, в ряде случаев реализованные мероприятия содержат признаки выполнения работ, противоречащих требованиям безопасности.
  1. Большинство объектов, где не привлекались эксперты РОСС RU.З1471.04ИДН0 органами исполнительной власти субъектов вносятся в перечень доступных объектов социальной инфраструктуры в том числе для лиц с нарушением зрения, что формирует искаженную информацию о доступности объектов и создает условия для недостоверной оценки состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, при исполнении мероприятий Государственной программы «Доступная среда».
  1. При подготовке раздела 10 «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов» проектных материалов, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», исполнителями так же не привлекаются эксперты, следствием чего обоснование принятых конструктивных, объемно-планировочных и иных технических решений, не обеспечивает безопасное перемещение инвалидов на объектах, а также их эвакуацию в случае пожара или стихийного бедствия. При этом органы экспертизы повсеместно не обладают должной компетенцией для оценки представленных документированных сведений с точки зрения мер предупреждения причинения вреда. Однако, несмотря на несоответствие материалов проекта критериям доступности, безопасности, информативности и комфортности, большая часть проектов получает положительное заключение как государственной, так и негосударственной и/или вневедомственной экспертизы. Таким образом, еще на этапе проектирования искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создают реальную опасность в будущем для жизни или здоровья людей.
  1. В ряде субъектов, органами исполнительной власти созданы подконтрольные комиссии по доступности. Ввиду того, что общественные организации инвалидов находятся в определенном зависимом состоянии от действия органов социальной защиты субъектов Российской Федерации (в части финансовой и иной поддержки организаций инвалидов), то деятельность таких комиссий не носит характер независимости, компетентности и беспристрастности, что является необходимым условием положений Конвенция  о правах инвалидов. При этом случаи оказания определенного давления на руководителей общественных организаций на местах о необходимости подписания «по умолчанию» согласующих или иных документов, подтверждающих полноту и достоверность планируемых или выполненных мероприятий носят уже системный характер. В целях формирования положительных отчетов о ходе реализации программы «доступная среда» органы власти субъектов РФ игнорируюется мнение всероссийских общественных организаций инвалидов, о необходимости привлечения экспертного сообщества, имеющего соответствующие полномочия по подтверждению соовтетствия тех или иных работ/услуг в области формирования и обеспечения безбарьерной среды на основе риск-ориентированного подхода.
  1. В ряде случаев при вводе в эксплуатацию подъемных платформ для инвалидов организациями не привлекаются к вводу в эксплуатацию представители ростехнадзора, при этом часть подъемных платформ не соответствует установленным требованиям безопасности.
  1. Деятельность созданных общественных и иных советов, в части необходимости обеспечить реализацию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и ведение публичных рейтингов их деятельности не учитывает мнения МГН различных категорий инвалидности. При этом независимая оценка качества оказываемых услуг (работ) в области формирования и обеспечения безбарьерной среды по сути своей является специальной экспертной оценкой, ввиду особенностей оценки доступности услуг. Однако, экспертное сообщество не привлекается к такой работе. Итогом чего являются практически повсеместно результаты независимой оценки качества не выдерживающие никакой критики, формирующие необъективную информацию о текущем состоянии доступности услуг для инвалидов различных нозологий. Указанное в свою очередь создает ложное представление о необходимых мерах по совершенствованию качества доступности услуг (работ).
  1. Проблемы в реализации ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в части определения требований предъявляемых к объекту закупки, а именно подтверждения соответствия объекта закупки требованиям нормативных документов). Указанная проблема создает дополнительные сложности в реализации требований ст. 94 данного закона, в части проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, которая в соответствии с указанной статьей проводится заказчиком самостоятельно или с привлечением экспертов, экспертных организаций.

При этом, практикой экспертов установлено, что в подавляющем большинстве заказчиком работ по формированию безбарьерной среды экспертиза либо не проводится, либо проводится самостоятельно, что в свою очередь создает условия несоответствия в реализации категоричного требования ст. 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в части привлечения полномочных представителей инвалидных сообществ при подготовке и принятии решений касающихся инвалидов)

  1. Проблема принятия согласованных с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, мер для обеспечения доступа инвалидов к услуге, определенных статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», создает условия игнорирования экспертов системы сертификации из числа полномочных представителей инвалидных сообществ, что содержит в себе признаки коррупциногенности в подготовке и принятии решений содержащих угрозу причинения вреда инвалидам различных нозологических групп.
  1. Отсутствие должного содействия органами власти субъектов РФ в развитии механизмов добровольной ответственности, подлежащих независимому заверению и регулярному подтверждению соответствия в порядке определенном системами добровольной сертификации, противоречит Поручению президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного Совета 04.10.2011
  1. Не отрегулирован механизм применения автомобильного знака дополнительной информации «Инвалид», установленного правилами дорожного движения для инвалидов по зрению. (для обеспечения свободного передвижения инвалидов по зрению предлагается: выдавать инвалидам автомобильный знак дополнительной информации «Инвалид» с встроенным чипом, содержащим информацию о собственнике знака. Считывание информации сотрудниками ГИБДД может производить специальным считывающим устройством. Указанное позволит инвалиду по зрению передвигается в любых автомобилях и возможность ожидания на специально выделенных местах).
  1. Не привлечение экспертного сообщества аттестованного в соответствии с правилами СДС РОСС RU.З1471.04ИДН0 на оценку мер предупреждения причинения вреда к проверочным мероприятиям федеральных и/или региональных органов контроля/надзора, проводящих оценку соответствия осуществляемых юридическими лицами и ИП деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, что создает условия повышенных рисков при реализации стратегических планов социально-экономического развития территории или при реализации иных форсайт-проектов (Дорожных карт) в области безбарьерной среды.

К нерешенным на текущий момент задачам и существующим проблемам в эффективной реализации программы «Доступная среда», следует также отнести:

  • Необходимость подтверждать соответствие ТСР критерию комфортности использования с условием обеспечения мер предупреждения причинения вреда при использовании ТСР, на основе систем сертификации поддерживаемых всероссийскими инвалидными сообществами.
  • Отсутствие реестра организаций, изготавливающих продукцию, а также осуществляющих работы и оказывающих услуги, и обеспечивающих качество соответствующей продукции, работ/услуг критериям доступности, безопасности, информативности и комфортности, включая независимую оценку эффективности работы таких организаций с привлечением экспертов.
  • Отсутствие в субъектах РФ реестра экспертов для разрешения вопросов подготовки и принятия решений, касающихся инвалидов, что в свою очередь создает проблему реализации категоричного требования ст. 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в части привлечения полномочных представителей инвалидных сообществ)
  • Требования определенные статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в части согласования с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, мер для обеспечения доступа инвалидов к услуге и требований определённых       ст. 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в части привлечения полномочных представителей инвалидных сообществ при подготовке и принятии решений касающихся инвалидов) создают на практике условия коррупциногенности, ввиду неоднозначности и отсутствия определения полномочных представителей

Причинами выявленных несоответствий являются:

  • Повсеместное игнорирование органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями вне зависимости от формы собственности необходимости привлечения экспертного сообщества РОСС RU.З1471.04ИДН0 к подготовке и принятию решений, касающихся интересов инвалидов по зрению, либо требование участия специалистов в подготовке и принятии решений безвозмедзно.
  • Отсутствие в задании на проектирование, в техническом задании и/или в договорных отношениях между проектной организацией и заказчиком, требований необходимости независимого подтверждения соответствия проектных решений с согласованием проектных и/или иных мероприятий обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов с общественными объединениями инвалидов, в первую очередь для существующих объектов, которые невозможно полностью приспособить для нужд МГН.
  • Недостаточная компетенция должностных лиц, принимающих соответствующие решения о доступности тех или иных объектов, и о минимально необходимом и достаточном перечне работ и услуг, необходимых к выполнению на объекте, как на уровне хозяйствующих субъектов, так и на уровне соответствующих рабочих комиссий.
  • Отсутствие у руководителей хозяйствующих субъектов на всех этапах принятия решений, культуры безопасности, как квалификационной и психологической подготовленности, при которой обеспечение безбарьерной среды является одной из приоритетных целей и основным элементом социальной ответственности перед обществом.
  • Противоречия в существующих нормативных документах.
  • Формальный подход к процессу формирования мер, обеспечивающих готовность к предупреждению вреда здоровью.
  • Отсутствие должного контроля со стороны органов контроля (надзора)

Предлагаемые меры.

Во исполнение законодательства РФ в области социальной защиты населения, реализации Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина «О мерах по реализации государственной социальной политики» №597 от 7 мая 2012 года и в соответствии с п. 12 Перечня поручений Председателя Правительства РФ по итогам встречи с руководителями общероссийский общественных организаций инвалидов 4.12.2015, а также опираясь на положения Конвенция о правах инвалидов, предлагается:

  • Сформировать региональные реестры экспертов в области предупреждения причинения вреда при формировании и обеспечении безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения
  • Сформировать региональные реестры производителей товаров, работ, услуг качество которых обеспечивает меры предупреждения причинения вреда и соответствует критериям доступности, безопаснсоти, информативности и комфортности.
  • Организовать на системной основе подготовку и регулярную оценку компетентности сотрудников организаций, оказывающих различную ситуационную помощь инвалидам и отвечающих за вопросы обеспечения безбарьерной среды.
  • Используя механизм добровльной ответственности, подлежащей независимой оценке и ответственному заверению, подтверждающему меры предупреждения причинения вреда, обеспечить полноту и достоверность планов мероприятий объектов социальной инженерной и транспортной инфраструктуры в соответствии со ст. 18 ФЗ 184 «о техническоми регулировании» при непосредственном участии экспертов РОСС RU.З1471.04ИДН0.

Также, для повышения качества реализации программы «Доступная среда»: предлагается:

  1. В соответствии со ст. 33 Конвенция  о правах инвалидов, гражданское общество, в частности инвалиды и представляющие их организации, в полном объеме вовлекаются в процесс наблюдения за реализации Конвенции и участвуют в нем.

В соответствии со ст. 18, 21 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 N 184-ФЗ, подтверждение соответствия необходимо в целях содействия приобретателям, в том числе потребителям, в компетентном выборе продукции, работ, услуг; повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках. При этом, добровольное подтверждение соответствия осуществляется для установления соответствия национальным стандартам, предварительным национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования. При этом ст.2 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 N 184-ФЗ, установлено, что подтверждение соответствия — документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров; Таким образом, участие гражданского общества, в частности инвалидов и представляющих их организаций в части мониторинга, установленный ст. 33 Конвенция о правах инвалидов на территории Российской Федерации можно соотнести с требованиями ст. 18, 21 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 N 184-ФЗ, а именно процедурой добровольной сертификации.

При этом особенностью компетентности, независимости и беспристрастности экспертов являются правила системы сертификации РОСС RU.З1471.04ИДН0 и деятельность аттестованных в соответствии с этими правилами экспертов и организаций.

  1. В соответствии с пунктом а) Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина «О мерах по реализации государственной социальной политики» №597 от 7 мая 2012 года необходимо создание ежегодно до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;

Пунктом 2 Ст. 30 Конвенция о правах инвалидов, Государства-участники принимают надлежащие меры к тому, чтобы наделить инвалидов возможностью развивать и использовать среди прочих свой интеллектуальный потенциал — не только для своего блага, но и ради обогащения всего общества. Пунктом iii) части 2 ст. 8 Конвенции, определено, что Государства-участники обязуются содействовать признанию навыков, достоинств и способностей инвалидов, а также их вклада на рынке труда; Во исполнение вышеуказанных требований и положений, правилами системы сертификации, осуществляющей деятельность по подтверждению соответствия товаров, услуг (работ) в области предупреждения причинения вреда при формировании и обеспечении безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения, подготовки экспертов, субъектов общественного контроля и персонала, путем подготовки полномочных представителей инвалидных сообществ, формируются специализированные рабочие места для инвалидов, раскрывается их интеллектуальный потенциал, создаются условия по развитию социального предпринимательства. При этом обеспечивается исполнение абз. 4, п. 12 Перечня поручений Председателя Правительства РФ по итогам встречи с руководителями общероссийский общественных организаций инвалидов 4.12.2015, Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина, в части создания дополнительных рабочих мест, а также в полной мере обеспечивается соответствие положениям Конвенции, в частности п. f) ст. 27, в которой определено, что Государства-участники обеспечивают и поощряют реализацию права на труд, путем принятия, в том числе в законодательном порядке, надлежащих мер, направленных, на расширение возможностей для индивидуальной трудовой деятельности, предпринимательства, развития кооперативов и организации собственного дела;

  1. Реализация предлагаемого механизма независимой оценки, основанной на процедуре добровольной сертификации, позволит реализовать в полной мере требования пункта к) Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина «О мерах по реализации государственной социальной политики» №597 от 7 мая 2012 года в том числе в части реализации независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности, а также позволит формировать мероприятия дорожного картирования в объеме достаточном для обеспечения мер предупреждения причинения вреда, обеспечит должный уровень контроля за реализацией мероприятий ДК, а также позволит решить ряд взаимосвязанных задач ДК (напр. Создание рабочих мест для инвалидов, оценка проектных и иных решений, приемка выполненных работ (в соответствии с ФЗ №44), формирование положений о порядке предоставления услуг на объектах недоступных до момента их капитального ремонта, и пр.)

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ

  • Создание дополнительных рабочих мест для инвалидов различных категорий
  • Повышение эффективности деятельности по формированию и обеспечению доступной среды для инвалидов, разработки обоснованных проектов обустройства объектов социальной и иной инфраструктуры и развития услуг с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • Формирование достоверной и полной информации о доступности объектов и услуг для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
  • Осуществление постоянного независимого мониторинга безбарьерной среды в целях создания и сопровождения карты доступности объектов и услуг комплексной инфраструктуры;
  • Обеспечение эффективного использования средств на формирование и обеспечение среды доступности;
  • Усиление рыночных позиций субъектов малого и среднего предпринимательства, членов саморегулируемых организаций;
  • Создание реестра социально ориентированных субъектов предпринимательства;
  • Устранение возможных коррупционных составляющих при формировании и обеспечении среды доступности;
  • Повышение социальной ответственности бизнеса перед обществом 

Председатель комитета Политической партии «ОПЛОТ РОССИИ»

по мониторингу и эффективному развитию «Доступной среды»

Главный эксперт СДС РОСС RU.З1471.04ИДН0,

Председатель Совета интегрированных систем сертификации,

Эксперт Национальной палаты судебных экспертов,

Директор АНО «НЦ «АСИ»

 

Петраков Д.П.